Быть или не быть электронному направлению в музыкальных образовательных заведениях?

С появлением в музыкальном образовании новых технологий – компьютера, электронных музыкальных инструментов изменилась среда обучения, теперь она представляет собой межпредметную взаимосвязь, благодаря чему содержание музыкального образования становится более высокотехнологичным и интенсивным. «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь, для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя” (Н.Винер, американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта). Межпредметная взаимосвязь расширяет информационно-художественное поле музыканта, объединяет элементы традиционной музыкальной деятельности – композиторской, исполнительской, звукорежиссерской со знаниями информационных технологий. Современному музыканту необходимо разбираться в музыкальной информатике, иметь представления об акустике и понимать её основные законы, знать возможности искусственного интеллекта компьютера и синтезатора, создающего программное моделирование стиля, гармонизации мелодии, тембральности, аккомпанемента. Для полноценного освоения музыкально-компьютерного направления необходимо открытие электронных отделений в музыкальных заведениях, где вводятся такие дисциплины, как аранжировка, основы звукорежиссуры, композиция, музыкальная информатика.
Некоторые музыканты рассуждают о том, как и по каким критериям надо оценивать творческие работы учащихся на ЭМИ, им до сих пор непонятно, что электронный проект на компьютере и синтезаторе нельзя оценивать только по одному критерию – исполнительскому, для этого инструмента это недопустимо! Нельзя раскрыть необычайные возможности и художественное богатство электронного инструмента, если превратить его в очередной инструмент для «выколачивания техники». Настаивая на том, что исполнительство и владение пианистической техникой превыше всего в обучении на ЭМИ, многие подтверждают свою некомпетентность в методике обучения на электронных музыкальных инструментах. Сама по себе «техника» здесь ничто, если не достигнута передача сюжетного замысла.
Современному преподавателю музыкальных заведений невозможно претендовать на серьезную позицию, если он не владеет компьютерными технологиями, это касается не только преподавателей электронного направления. Каждый преподаватель музыкальной школы, лицея, колледжа обязан владеть компьютерными технологиями. В классах по фортепиано, аккордеону, скрипке и других инструментов должен стоять электронный инструмент – синтезатор, электропианино, компьютер. Пианисты могут играть на электронном пианино (на привычной для них механической клавиатуре) весь репертуар, написанный для органа, клавесина, смешанных ансамблей, что поможет расширить слуховой диапазон и привнесёт новые краски в исполнительство. Музыкальному заведению необходимо качественное музыкальное оборудование, воспитывать музыкальный вкус и проводить образовательный процесс на бюджетном цифровом инструментарии абсурдно, хороший звук быть дешёвым, просто не может! От модели инструмента зависят художественно-выразительные возможности настолько, насколько данная модель способна их реализовывать. Последний модельный ряд синтезаторов Yamaha, Korg, Roland имеют адекватные стереосэмплированные тембры, которые действительно звучат «натурально», хорошо передают пространство, динамическую текстуру и тончайшие нюансы звучания.
Концертмейстер музыкального заведения, создающий и исполняющий на электронном музыкальном инструменте аранжировку для оркестра, ансамбля, действительно будет заниматься творческой деятельностью. Учащиеся с общего курсу синтезатора (ОКС) сами начнут создавать свои варианты аккомпанемента, свои аранжировки для сольных произведений на скрипке, гитаре, балалайке или трубе. Разве это не творческий процесс, когда на сцене ребёнок играет соло на своём любимом инструменте (баяне, саксофоне или гитаре) под сопровождение, созданное им самим на синтезаторе, исполняемое под запись или концертмейстером?
Казалось бы, надо радоваться, что сейчас электронное направление начинают поддерживать многие деятели культуры, композиторы, методические центры, но… Во многих регионах, открывая класс синтезатора, вводят вторым часом, как «обязательную дисциплину», фортепиано или джазовое фортепиано, объясняя это так: «Для развития техники, постановки рук и т.п.». Зачем? ЭМИ и фортепиано это разные музыкальные инструменты, чтобы играть и управлять синтезатором требуется владение определённой техникой и методикой. К, сожалению, пока я не встречала на курсах повышения квалификации ни одного методиста отдела культуры, желающего разобраться в новом направлении, понять методику работы и особенности обучения, где кроме «постановки рук и звукоизвлечения», существуют ещё и творческо-художественные задачи.
Понятно что «ориентироваться в такой ситуации музыканту, имевшему традиционное музыкальное воспитание чрезвычайно трудно, на него в прямом смысле слова обрушивается гигантский звуковой мир, который он часто не готов систематизировать и удовлетворительно осваивать в своем творчестве» (Э. Артемьев).
Однако, в некоторых городах известны руководители электронного направления, композиторы секций электронных инструментов учебно-методических центров, которые не принимают ЭМИ как самодостаточный инструмент, мешают формированию и продвижению электронного творчества, но при этом активно участвуют в конкурсах и в составе жюри. Другая попытка унизить многочисленное сообщество преподавателей электронных инструментов, демонстрируется по телевидению, где показывается электронная игрушка для детей ясельного возраста (в 2-3 октавы), запускается автоаккомпанемент, и следует комментарий ведущего, «вот как неприятно, безжизненно звучит современный синтезатор, быть ничего не может чудеснее, чем живые инструменты!», и для сравнения исполняется музыкальный фрагмент на рояле!
Поэтому, уважаемые коллеги, перед нами стоит большая ответственность, будет или нет повтор конца 70-х годов прошлого века, когда чиновники от культуры, после кончины Шостаковича, запретили электронное направление, и закрыли первую в России «Экспериментальную Студию Электронной Музыки», для которой был приобретён (в 1972 г.) лучший по тем временам модульный синтезатор «SYNTHI-100» английской фирмы «Taylor», которая существовала благодаря авторитетной рекомендации и активному содействию Д. Шостаковича. Композитор умер в 1975-м году, а цифровая электроника «покорила» музыку уже через несколько лет (с появлением современной звуковой архитектуры и протокола MIDI) в 80-х годах, но это уже происходило без нашей страны!
Мы с вами своим профессиональным подходом обязаны доказать, что электронное направление имеет право на самостоятельное существование, что оно не претендует на замену или подмену никаких других музыкальных инструментов. Это направление позволяет как учащимся, так и педагогом раскрыть свой творческий потенциал и огромные возможности в художественной деятельности, а главное помогает преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, в тоже время, активизируя художественное воображение, эмоционально-образное мышление, творческую мотивацию, выражающую в потребности музицировать и созидать. Современный цифровой инструментарий не заменяет художника, а расширяет все аспекты творческой деятельности!
Пришло время, чтобы и компьютер, и электронный синтезатор стояли в ряду других, ставшими традиционными инструментами, на которых обучают в музыкальных заведениях.
Новые музыкальные инструменты требуют от нас постоянно совершенствоваться, легко адаптироваться к новым реалиям цифровой эпохи и в таком творческом учебном процессе невозможно научиться один раз и на всю жизнь. Обучение на протяжении всей жизни! И мы к этому должны быть готовы!

Санкт-Петербург, Маргарита Черная

Еще статьи Чёрной Маргариты

  • Методическая концепция обучения игре на музыкально - цифровых инструментах в  образовательном процессе.

    Электронный звуковой материал объективно является основой радикального обновления музыкального искусства.  Всё большое распространение  получают электронные музыкальные  инструменты,  музыкально-компьютерные технологии, предоставляющие огромные возможности композиторам и музыкантам в творческой деятельности.

    Скачать, 48.5 КБ

 

  • Творческий подход к развитию исполнительской техники учащихся на клавишном синтезаторе.

    «… кругом все пианисты, пианисты - я не вижу ни одного человека, который бы всерьез взялся играть на синтезаторе. С той же фортепианной техникой пришли к синтезатору, так же и играют, а это недопустимо». Эдуард Артемьев - крупнейший российский композитор, работающий в жанре электронной музыки, президент Российской ассоциации электронной музыки, член правления Международной конфедерации по электронной музыка...

    Скачать, 773 КБ
  • Обучения игре на синтезаторе детей дошкольного возраста

    В эпоху постоянного интеллектуально-технологического совершенствования деятельности человека звуковая палитра, окружающая детей, преобразовывается. Электронная и компьютерная музыка, синтезированные звуки становятся привлекательными и модными у молодёжи...

    Скачать, 74 КБ

Внимание! Электронные пособия

  • Репертуар для дошкольников 5-6 лет, учащихся младших классов рекомендую, как подбор по слуху

    1. «Лесной раут» . Композиция по мотивам русской народной сказки «Теремок».

    Лесной раут

    2. Электронная сюита «В цирке». Композиция Кати Мойкиной.

    Электронная сюита

 

Буклеты

  • Образовательная программа повышения квалификации «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах».

    Скачать, 1.33 МБ

  • Курсы повышения квалификации.

    Скачать, 1.22 МБ